Словарь терминов и определений – кодирование музыки · Внештатный журналист

Словарь терминов и определений – кодирование музыки

LOSSLESS, лосслесс (англ. дословно переводится “без потерь”) – это способ сжатия аудиоинформации (архивирования) без потерь качества звука. Файлы такого формата часто имеют расширение FLAC, APE и др.
Существуют форматы хранения звука (например wav), в которых аудиоинформация не подвергается сжатию.

LOSSY-формат (лосси, лоззи) – способ сжатия аудиоинформации с потерей качества. Отсекаются частоты, которые слабо воспринимаются ухом. При сильных степенях сжатия, невооруженным ухом слышны сильные искажения оригинального звучания. Файлы такого формата имеют расширения: mp3, ogg, mp4, wma и др.

Rip (риппинг, рипать, грабить) – рип – это конвертация данных из формата для хранения на компакт дисках в формат для хранения на других носителях.

CDDACompact Disk Digital Audio – формат аудиоданных, записываемых на CD. Данный формат является стандартом, благодаря которому возможно воспроизведение музыки в таком виде на любом CD-плеере или музыкальном центре.
Bit rate = 44,100 samples per second × 16 bits per sample × 2 channels = 1411.2 kbps.
Часто в разговоре употребляют сокращенное “CDA” вместо “CDDA“. Справедливо замечено, что в Windows содержимое CD стандарта CDDA отображается в виде набора файлов (схожих по функциональности с cue-файлами) с расширением CDA. Например, “track1.cda, track2.cda …”

Плейлист (playlist) – список воспроизведения. Например, перечисление всех композиций, которые будут (или уже) проиграны плеером.

CUE-файл (*****.cue) – Иногда, в процессе конвертирования (риппинга) CDA, используют такой прием: конвертируют весь диск со всеми его треками в один большой файл. Кроме того в таком файле сохраняются не только треки CDA, но и паузы между ними. Рядом с таким образом диска часто можно найти и нашего героя – файл CUE, содержащего (в текстовом виде!) закладки на разные места в большом файле-образе, которые соответствуют точным положениям отдельных треков. CUE-файл в этом случае может использоваться в качестве плейлиста.

Тег (tag) – текстовая и графическая информация, хранящаяся в аудиофайле вместе со звуком. В качестве этой информации могут выступать названия треков, исполнителей, дата выхода альбома, тексты песен и изображения обложек альбомов.

Медиабиблиотека – это база данных, содержащая различную информацию обо всех проиндексированных медиафайлах на компьютере. Кроме того, часто ведется статистика о частоте воспроизведения песен, еще можно помечать каждую композицию в базе данных по пятибальной шкале (от плохо до хорошо). Медиабиблиотека – незаменимый инструмент для формирования плейлистов и просто поиска нужных файлов, если у вас внушительных размеров фонотека.

Skins, они же Шкурки -часто внешний вид плеера можно изменять, как правило для этого используется механизм скинов. Шкурки (скины) – набор изображений, используемых для графического оформления программы.

Битрейт (Bit rate) – это объем информации в единицу времени. Его суть – какое количество информации о каждой секунде записи мы можем потратить. Естественно, чем он меньше, тем меньший размер имеют файлы одинаковой по времени длине, тем самым придется выкинуть большее количество “лишних” гармоник. Битрейты имеют единицы измерения — килобиты в секунду (Kbps) и мегабиты в секунду (Mbps). Алгоритм сжатия аудио MP3 часто применяется с сжатитем 128 kbps.
Так как формат MP3 поддерживает двухканальное кодирование (стерео), существует 4 режима:

Стерео — двухканальное кодирование, при котором каналы исходного стереосигнала кодируются независимо друг от друга, но распределение бит между каналами в общем битрейте может варьироваться в зависимости от сложности сигнала в каждом канале.

Моно — одноканальное кодирование. Если закодировать двухканальный материал этим способом, различия между каналами будут полностью стёрты, так как два канала смешиваются в один, он кодируется и он же воспроизводится в обоих каналах стереосистемы. Единственным плюсом данного режима может являться только выходное качество по сравнению с режимом Стерео при одинаковом битрейте, так как на один канал приходится вдвое большее количество бит, чем в режиме Стерео.

Двухканальное стерео (англ. Dual Channel) — два независимых канала, например звуковое сопровождение на разных языках. Битрейт делится на два канала. Например, если заданный битрейт 192 кбит/c, то для каждого канала он будет равен только 96 кбит/c.

Объединённое стерео (англ. Joint Stereo, M/S Stereo) — по мнению некоторых, самый оптимальный способ двухканального кодирования. Например, в одном из режимов Объединённое стерео левый и правый каналы преобразуются в их сумму (L+R) и разность (L−R). Для большинства звуковых файлов насыщенность канала с разностью (L−R) получается намного меньше канала с суммой (L+R). Также тут свою роль играет восприятие звука человеком, для которого различия в направлении звука намного менее примечательны. Поэтому объединённое стерео позволяет либо сэкономить на битрейте канала разности (L−R), либо улучшить качество на том же битрейте, поскольку на канал суммы (L+R) отводится бо́льшая часть битрейта. Бытует мнение, что данный режим не подходит для звукового стереоматериала, в котором в двух каналах воспроизводится субъективно абсолютно различный материал, так как он стирает различия между каналами. Но современные кодеки используют различные схемы в разных фреймах (включая чистое стерео) в зависимости от исходного сигнала.

CBR (Constant Bit Rate) — то есть постоянный битрейт, который задаётся пользователем и не изменяется при кодировании произведения. Таким образом, каждой секунде произведения соответствует одинаковое количество закодированных бит данных (даже при кодировании тишины).
CBR может быть полезен для потоков мультимедиа данных по ограниченному каналу; в таком случае кодирование использует все возможности канала данных. Для хранения данный режим кодирования не является оптимальным, так как он не может выделить достаточно места для сложных отрезков исходного произведения, при этом бесполезно тратя место на простых отрезках. Повышенные битрейты (выше 256 кбит/c) могут решить данную проблему, выделив больше места для данных, но зато и пропорционально увеличивая размер файла.

VBR (Variable Bit Rate) — то есть изменяющийся битрейт или переменный битрейт, который динамически изменяется программой-кодером при кодировании в зависимости от насыщенности кодируемого аудиоматериала и установленного пользователем качества кодирования (например, тишина закодируется с минимальным битрейтом). Этот метод MP3-кодирования является самым прогрессивным и до сих пор развивается и улучшается, так как аудиоматериал разной насыщенности может быть закодирован с определённым качеством, которое обычно выше, чем при установке среднего значения в методе CBR. Плюс к тому, размер файла уменьшается за счёт фрагментов, не требующих высокого битрейта. Минусом данного метода кодирования является сложность предсказания размера выходного файла. Но этот недостаток VBR-кодирования незначителен в сравнении с его достоинствами. Также минусом является то, что VBR считает «незначительной» звуковой информацией более тихие фрагменты, таким образом получается, что если слушать очень громко, то эти фрагменты будут некачественными, в то время как CBR делает с одинаковым битрейтом и тихие, и громкие фрагменты.

Формат VBR постоянно улучшается, благодаря постоянному совершенствованию математической модели кодеков, в частности, после выхода обновлённой версии свободного MP3-кодека LAME (версия 3.98), кодирование с переменным битрейтом, по заявлению самих разработчиков, качественно лучше CBR и тем более ABR.

ABR (Average Bit Rate) — усредненный битрейт, который является гибридом VBR и CBR: битрейт в кбит/c задаётся пользователем, а программа варьирует его, постоянно подгоняя под заданный битрейт. Таким образом, кодер будет с осторожностью использовать максимально и минимально возможные значения битрейта, так как рискует не вписаться в заданный пользователем битрейт. Это является явным минусом данного метода, так как сказывается на качестве выходного файла, которое будет немного лучше, чем при использовании CBR, но намного хуже, чем при использовании VBR. С другой стороны, этот метод позволяет наиболее гибко задавать битрейт (может быть любым числом между 8 и 320, против исключительно кратных 16 чисел метода CBR) и вычислять размер выходного файла.

Reply